|
Когда я жил?
11 ноября 1888 — 25 марта 1967.
( * 1, 2, 3 )
( * 1 )
( * 2 )
Почему про меня есть сайт? Потому что я придумал теорию цвета, которую уже 60 лет преподают в художественных и дизайнерских школах.
( а тут прячется фанфэкт! наведи-ка курсор на плашку )
По гороскопу я был скорпионом... А теперь листай вниз, там самое интересное!
Иоганнес иттен.
Моей теорией пользуются художники, стилисты, дизайнеры, маркетологи, фотографы, мастера бисероплетения и маникюра... Абсолютно все, кто взаимодействует с цветом.
Оп, до сюда ты уже дочитал. Тогда расскажу, что за теория и как я к этому пришёл. :)
( * 3! )
Но у любых успехов есть истоки. И мой путь начался в 20 лет, в 1908 году, в Швейцарии.
Тогда я впервые попробовал преподавать: устроился учителем в сельскую школу под Берном.
Я умер художником, теоретиком искусства и известным педагогом
Я был молод, но уже знал, что дети от природы умеют создавать оригинальные рисунки, рассказы, песенки. И не хотел мешать этой непосредственности.
Мне нравилось преподавать, но со временем я и сам почувствовал тягу к творчеству.
Поэтому в 1910 году, параллельно с работой, окончил художественную школу в Женеве.
Там, как и в других школах, преподавали на средневековый манер. Профессора показывали, как они работают, а студенты всё повторяли. Лучшими считались те, кто наиболее точно копировал преподавателей. Я был совершенно разочарован.
( наведи курсор и узнаешь, как из-за этого меня пыталась отчитать школьная инспекция )
( видишь снимок справа? к нему есть любопытный факт )
Однажды на школу обрушилась проверка. Инспектор вытащил из стопки несколько тетрадей, ткнул пальцем в страницы и рявкнул на меня:

«Что это такое? Учитель должен исправлять ошибки в сочинениях!»

Я ответил, что поправки в них разрушают непосредственность детского изложения. И менять ничего не стал.
На фото у меня странная одежда. На монашескую похожа, да? Так вот, я её сам сконструировал. А видишь гладко бритую голову? Я её брил постоянно — для поддержания духовной ауры и общения с запредельным... Я был буддистом. Ах да, и вегетарианцем.
В 25 лет, в 1913 году, я записался на художественные классы Адольфа Хельцеля.
И почти сразу же, в 1914, грянула Первая мировая.
Такое преподавание мне очень понравилось. Я давал частные уроки в течение двух лет, и со временем студентов у меня стало так много, что в 1916 году я открыл свою художественную школу в Вене.
В 25 лет, в 1913 году, я записался на художественные классы Адольфа Хельцеля.
И почти сразу же, в 1914, грянула Первая мировая.
Несмотря на ужасы войны, Хельцель не остановил свои курсы, а я не прекратил учиться. И в итоге получил самые ценные знания об искусстве!
В 1919, в 31 год, мне предложили должность учителя в новом, безумном
и потому страшно привлекательном проекте — в школе Баухаус.
Чтобы я мог прокормить себя, Хельцель стал направлять ко мне учеников, которых уже не мог принять. Так я начал преподавать рисование.
В те годы я был уверен, что хочу заниматься только творчеством.
В это время как раз кончилась война. Шестнадцать моих венских учеников вместе со мной переехали в Веймар, где расположился Баухаус, и составили там основу первого курса школы.
«Встреча», 1916
«Горизонталь-вертикаль», 1915
«Хельга Линдберг», 1915
Здание Баухауса в Веймаре
Важнее всего для меня было, как и в сельской школе, помочь ученикам найти свой путь, развить свою творческую индивидуальность.
О композиции и цвете, новых живописных школах, революционных веяниях! Хельцель был бесстрашным педагогом, открытым ко всему новому.
( тут не очень фан, но всё-таки фэкт )
Но во времена голода, разрухи и войны нельзя было не думать о деньгах.
( тык )
Освоение практики рисования обеими руками
Нам даже удавалось дискутировать
о проблемах кубизма и футуризма...
И ежедневно заниматься гимнастикой...
Может, как раз из-за того, что я давал ученикам свободу, они прониклись моей философией жизни. Юноши, как и я, стали бриться наголо, а девушки — носить короткие стрижки.
Для Баухауса я стал одним из идеологических основателей.
И создал самое существенное нововведение за всю историю этой школы — форкурс.
Баухаус,
У форкурса было 3 цели:
Пробудить творческие силы студентов.
Облегчить выбор их будущей профессии.
Базово познакомить новичков с теорией.
Незнакомое слово, да?
Не волнуйся, сейчас объясню.
Как-то я дал студентам задание: повторить схематически композицию, которую использовал Маттиас Грюневальд в изображении скорбящей Марии Магдалины.
Преподавать классически мне всё ещё не нравилось.
Поэтому в начале каждого занятия мы со студентами медитировали, выполняли практики концентрации внимания, дыхательные упражнения, делали зарядку. Попробуй тоже: раскрывает творческий темперамент.
Дыхательные упражнения в моём классе
Фрагмент со скорбящей Магдалиной руки Маттиаса Грюндевальда
В конце занятия не выдержал и вышел из класса, хлопнув дверью. Потому что если бы у них было хоть немного художественной чувствительности, они бы не сидели, пытаясь нарисовать возвышенную картину слез и мирской печали — они бы утонули в слезах сами.
Ну да, я был эксцентричным. Зато тонким! Чувствовал настроение студентов, мог кардинально менять план урока, если того требовали пробуждающиеся в них чувства, и легко импровизировать.
Суммарно, в частных художественных школах и институтах Германии, Швейцарии, Австрии, —
я преподавал 50 лет своей жизни.
Дело в том, что в работах, которые абитуриенты приносили для поступления в Баухаус, совсем не было индивидуальности. По ним нельзя было понять способности, характер авторов.
Поэтому я предложил временно, на один семестр, принимать всех желающих заниматься искусством.
Мы назвали этот семестр «форкурсом». С него начинали учёбу все студенты — независимо от того, готовились они стать архитекторами, художниками или дизайнерами мебели.
( 01 )
( 02 )
( 03 )
Занятия в Баухаусе
( опа! )
( фан-фанфэкт )
( а эта история слишком трагична, чтобы оставлять её под сноской )
( тык, если не знаешь, что такое Баухаус )
Баухаус — это Государственная высшая школа строительства и формообразования. Она зародилась в Германии в 1919 году и быстро стала одной из ярчайших школ XX века. Её идеи стали предтечей модернизма, минимализма, функционализма.
Чтобы они научились мыслить самостоятельно, отражать в своих работах личные переживания и особенности восприятия.
Чтобы они определились, какие материалы больше им по душе — дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань. А потом уже выбирали специальность.
Чтобы они узнали основы художественной композиции, поняли, как сочетать субъективное и объективное в работе с формой и цветом.
Помните, что я придерживался строгой вегетарианской диеты? Так вот, из-за меня в столовой Баухауса всегда пахло чесноком. Просто я ел его на завтрак, обед и ужин. И студентов своих тоже приучил... Эх, было время!
|
В 1961 году, на основе всех проведенных мной занятий и исследований, я написал книгу «Искусство цвета».
Смотри-ка, мы подобрались к моему главному достижению
Она стала культовой. Её даже называют «библией колориста».
И, представляешь, только на русском языке она выходила в девяти изданиях!
Мне всегда нравилось работать с цветом и формой. Поэтому я изучал существующие теории цвета, физику света, химию красителей и пигментов.
И у меня... возникла собственная теория. Я понял, что выражать мысли, чувства и целые истории можно без слов. Что все они — вспомогательные средства. А форма и цвет — и так достаточно информативны.
Ты наверняка знаешь 3 первичных формы: это квадрат, треугольник и круг.
Так вот, каждая форма уже несёт в себе определенную характеристику:
Квадрат — статичность, напряжение при попытке движения.
Треугольник — мысль, активность, динамика.
Круг — вечное ровное движение.
А еще есть три первичных цвета:
красный,
жёлтый
и синий.
У каждой формы есть свой цвет. И согласование цвета и фигуры удваивает воздействие на зрителя.
Сейчас покажу.
Так же как звук, окрашивая слово, заставляет его сиять —
цвет наделяет форму душой.
Квадрат — красный. Цвет тяжести.
Треугольник — жёлтый. Цвет невесомости.
Круг — синий. Цвет бесконечности и спокойствия.
Одно из самых значимых моих изобретений — цветовой круг.
Цветовой круг
Цветовые круги уже создавали до меня.
В круге Ньютона было 7 цветов — по цветам радуги от преломления света через призму.
В круге Гёте цветов было 6. Красный, желтый, синий — три основных цвета.
Оранжевый, зеленый, фиолетовый — три дополнительных, от смешения рядом лежащих цветов.
А я первым разработал
двенадцатичастный цветовой круг.
В центре — три первичных цвета: красный, синий, желтый.
При смешении эти цвета формируют дополнительные: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Вокруг формируется цветовой круг. В нём три основных цвета, три дополнительных и шесть промежуточных между ними.
В своей книге «Искусство цвета» я рассказываю, как использовать этот круг
для построения цветовых созвучий.
Ну, или по-простому: приятных глазу сочетаний. Моя теория помогает сформировать вкус и научиться использовать цвет для воплощения в жизнь любых идей.
Но если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании.
( соскучились по моим историям? тогда ловите секретный фанфэкт про книгу )
Я против сухой теории. Поэтому книгу я разбавил забавными историями. Например, о том, как предсказал трём своим ученикам, по их любимым цветам, их будущие профессии: столяра, религиозного служителя и архитектора.