|
Когда я жил?
11 ноября 1888 — 25 марта 1967.
( * 1, 2, 3 )
( * 1 )
( * 2 )
Почему про меня есть сайт? Потому что я придумал теорию цвета, которую уже 60 лет преподают в художественных и дизайнерских школах.
( а тут прячется фанфэкт! наведи-ка курсор на плашку )
По гороскопу я был скорпионом... А теперь листай вниз, там самое интересное!
Иоганнес иттен.
Моей теорией пользуются художники,
дизайнеры, маркетологи, фотографы,
мастера бисероплетения и маникюра...
Абсолютно все, кто хоть как-то взаимодействует с цветом.
Оп, до сюда ты уже дочитал. Тогда расскажу, что за теория и как я к этому пришёл. :)
( * 3! )
Я умер художником,
теоретиком искусства,
известным педагогом
Но у любых успешных успехов есть предыстория.
И мой путь начался в Швейцарии
в 1908 году, когда мне было 20 лет.
Тогда я впервые попробовал преподавать: устроился учителем в сельскую школу под Берном.
Я был молод, но уже знал, что дети от природы умеют создавать оригинальные рисунки, рассказы, песенки. И не хотел мешать этой непосредственности.
Мне нравилось преподавать, но со временем я и сам почувствовал тягу к творчеству.
Поэтому в 1910 году, параллельно с работой, окончил художественную школу в Женеве.
Там, как и в других школах, преподавали на средневековый манер. Профессора показывали, как они работают, а студенты всё повторяли. Лучшими считались те, кто наиболее точно копировал преподавателей. Я был совершенно разочарован.
( наведи курсор и узнаешь, как из-за этого меня пыталась отчитать школьная инспекция )
( видишь снимок справа? к нему есть любопытный факт )
Однажды на школу обрушилась проверка. Инспектор вытащил из стопки несколько тетрадей, ткнул пальцем в страницы и рявкнул на меня:

«Что это такое? Учитель должен исправлять ошибки в сочинениях!»

Я ответил, что поправки в них разрушают непосредственность детского изложения. И менять ничего не стал.
На фото у меня странная одежда. На монашескую похожа, да? Так вот, я её сам сконструировал. А видишь гладко бритую голову? Я её брил постоянно — для поддержания духовной ауры и общения с запредельным... Я был буддистом. Ах да, и вегетарианцем.
В 25 лет, в 1913 году, я записался на художественные классы Адольфа Хельцеля.
И почти сразу же, в 1914, грянула Первая мировая.
Такое преподавание мне очень понравилось. Я давал частные уроки в течение двух лет, и со временем студентов у меня стало так много, что в 1916 году я открыл свою художественную школу в Вене.
Несмотря на ужасы войны, Хельцель не остановил свои курсы, а я не прекратил учиться. И в итоге получил самые ценные знания об искусстве!
В 1919, в 31 год, мне предложили должность учителя в новом, безумном
и потому страшно привлекательном проекте — в школе Баухаус.
Чтобы я мог прокормить себя, Хельцель стал направлять ко мне учеников, которых уже не мог принять. Так я начал преподавать рисование.
В те годы я был уверен, что хочу заниматься только творчеством.
В это время как раз кончилась война. Шестнадцать моих венских учеников вместе со мной переехали в Веймар, где расположился Баухаус, и составили там основу первого курса школы.
«Встреча», 1916
«Горизонталь-вертикаль», 1915
«Хельга Линдберг», 1915
Здание Баухауса в Веймаре
Важнее всего для меня было, как и в сельской школе, помочь ученикам найти свой путь, развить свою творческую индивидуальность.
О композиции и цвете, новых живописных школах, революционных веяниях! Хельцель был бесстрашным педагогом, открытым ко всему новому.
( тут не очень фан, но всё-таки фэкт )
Но во времена голода, разрухи и войны нельзя было не думать о деньгах.
( тык )
Освоение практики рисования обеими руками
Нам даже удавалось дискутировать
о проблемах кубизма и футуризма...
И ежедневно заниматься гимнастикой...
Может, как раз из-за того, что я давал ученикам свободу, они прониклись моей философией жизни. Юноши, как и я, стали бриться наголо, а девушки — носить короткие стрижки.
Для Баухауса я стал одним из идеологических основателей.
И создал самое существенное нововведение за всю историю этой школы — форкурс.
Баухаус,
( что такое Баухаус? )
Баухаус — это Государственная высшая школа строительства и формообразования. Она зародилась в Германии в 1919 и быстро выросла до одной из ярчайших школ XX века. Её идеи стали предтечей модернизма, минимализма, функционализма.
|
У форкурса было 3 цели:
Пробудить творческие силы студентов.
Облегчить выбор их будущей профессии.
Базово познакомить новичков с теорией.
Незнакомое слово, да?
Не волнуйся, сейчас объясню.
Как-то я дал студентам задание: повторить схематически композицию, которую использовал Маттиас Грюневальд в изображении скорбящей Марии Магдалины.
Преподавать классически мне всё ещё не нравилось.
Поэтому в начале каждого занятия мы со студентами медитировали, выполняли практики концентрации внимания, дыхательные упражнения, делали зарядку. Попробуй тоже: раскрывает творческий темперамент.
Дыхательные упражнения в моём классе
Фрагмент со скорбящей Магдалиной руки Маттиаса Грюндевальда
В конце занятия не выдержал и вышел из класса, хлопнув дверью. Потому что если бы у них было хоть немного художественной чувствительности, они бы не сидели, пытаясь нарисовать возвышенную картину слез и мирской печали — они бы утонули в слезах сами.
Ну да, я был эксцентричным. Зато тонким! Чувствовал настроение студентов, мог кардинально менять план урока, если того требовали пробуждающиеся в них чувства, и легко импровизировать.
Суммарно, в частных художественных школах и институтах Германии, Швейцарии, Австрии, —
я преподавал 50 лет своей жизни.
Дело в том, что в работах, которые абитуриенты приносили для поступления в Баухаус, совсем не было индивидуальности. По ним нельзя было понять способности, характер авторов.
Поэтому я предложил временно, на один семестр, принимать всех желающих заниматься искусством.
Мы назвали этот семестр «форкурсом». С него начинали учёбу все студенты — независимо от того, готовились они стать архитекторами, художниками или дизайнерами мебели.
( 01 )
( 02 )
( 03 )
Занятия в Баухаусе
( опа! )
( фан-фанфэкт )
( а эта история слишком трагична, чтобы оставлять её под сноской )
Чтобы они научились мыслить самостоятельно, отражать в своих работах личные переживания и особенности восприятия.
Чтобы они определились, какие материалы больше им по душе — дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань. А потом уже выбирали специальность.
Чтобы они узнали основы художественной композиции, поняли, как сочетать субъективное и объективное в работе с формой и цветом.
Помните, что я придерживался строгой вегетарианской диеты? Так вот, из-за меня в столовой Баухауса всегда пахло чесноком. Просто я ел его на завтрак, обед и ужин. И студентов своих тоже приучил... Эх, было время!
В 1961 году, на основе всех проведенных мной занятий и исследований,
я написал книгу «Искусство цвета».
Смотри-ка, мы подобрались к моему
главному достижению
Она стала культовой. Её даже называют «библией колориста».
И, представляешь, только на русском языке она выходила в девяти изданиях!
Мне всегда нравилось работать с цветом и формой. Поэтому я изучал существующие теории цвета, физику света, химию красителей и пигментов.
И у меня... возникла собственная теория. Я понял, что выражать мысли, чувства и целые истории можно без слов. Что все они — вспомогательные средства. А форма и цвет — и так достаточно информативны.
И три первичных цвета:
красный, желтый, синий.
Ты наверняка знаешь три первичных формы:
это квадрат, треугольник и круг.
Так вот, каждая фигура, благодаря своему очертанию, уже несёт в себе определенную характеристику —
и вместе с тем ей соответствует определенный первичный цвет:
( тут про квадрат )
( наведи мышку на фигуры и потыкай пунсончики! )
( про треугольник )
( а здесь про круг )
Круг — плавный, мягкий, не имеющий углов. Сама его форма, благодаря гладкости, помогает глазу отдохнуть.

Его идеальный цвет — синий: цвет бесконечности и спокойствия.
Квадрат выглядит тяжеловесным и ассоциируется со статичностью, напряжением при попытке движения.

Ему соответствует красный — цвет тяжести.
Треугольник — острый и живой. Он отражает мыслительный процесс, динамику, активность.

Ему подходит жёлтый — цвет легкости и невесомости.
Согласование цвета и формы помогает усилить воздействие на зрителя.
Ведь так же как звук, окрашивая слово, заставляет его сиять — цвет наделяет форму душой.
ОДНО ИЗ МОИХ САМЫХ ВАЖНЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ...
ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
Моя теория была не первой —
цветовые круги уже создавали до меня.
Слева круг Ньютона, справа — круг Гёте.
( не сильно отличаются, да? нажми на пунсончики и узнаешь, в чём прикол )
Гёте подошёл к делу практичнее и создал круг из 6 цветов. Красный, желтый, синий — три основных цвета. Оранжевый, зеленый, фиолетовый — три дополнительных, от смешения основных.
В круге Ньютона было 7 цветов — он вдохновился преломлением света через призму и радугой, которая при этом возникала.
( про Ньютона )
( про Гёте )
Но я первым разработал
двенадцатичастный круг.
В центре — первичные цвета: красный, желтый, синий.
( 1 )
( 2 )
( 3 )
При смешении из них формируются дополнительные.
Первичные и дополнительные цвета создают ещё 6 цветов.
В своей книге «Искусство цвета» я рассказываю, как использовать этот круг
для построения цветовых созвучий.
Ну, или по-простому: приятных глазу сочетаний. Моя теория помогает сформировать вкус и научиться использовать цвет для воплощения в жизнь любых идей.
Но если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании.
( соскучились по моим историям? тогда ловите секретный фанфэкт про книгу )
Я её разбавил забавными историями. Например, о том, как предсказал трём своим ученикам по любимым цветам будущие профессии: религиозного служителя, столяра и архитектора.